МастерОК

«Если человек не знает, к какой пристани он держит

путь, для него ни один ветер не будет попутным»

                                                                      Л.А. Сенека

 

         Выбор профессии школьниками, в частности поступление в учреждения профессионального образования, очень часто определяется далекими от личных склонностей факторами.

        Профессиональная реклама и агитация - оперативная и привлекательная для школьников форма, она дает свои положительные результаты. Однако этого бывает недостаточно для осуществления осознанного выбора как своей будущей

профессии, так и профессионального образовательного учреждения. Экскурсии на предприятия и, колледжи случаются очень редко, поэтому необходимы новые формы организации профориентационной работы. Взаимодействие школ с работодателями и с профессиональными образовательными организациями позволит школьникам определиться не только с выбором профессии, но и с образовательной организацией, которая поможет ей эту профессию приобрести.

Система работы по формированию профессионального самоопределения обучающихся призвана решить разные задачи. Необходимо информировать учащихся о мире профессий, развивать коммуникативные умения, формировать познавательный интерес, определять интересы и склонности, знакомить с правилами выбора профессии, со структурой профессионального образования – решить многие вопросы профессионального самоопределения поможет 3 взаимодействие школы, колледжа и будущего работодателя. Социальное партнерство, которое сегодня активно устанавливается между работодателям и профессиональными образовательными организациями, позволяет учащимся уже со школьной скамьи планировать свою будущую профессиональную карьеру. Необходимо организовывать и осуществлять процесс профессиональной ориентации обучающихся в контексте основных уровней среднего профессионального образования, и высшего образования, используя такие понятия, как «образование через всю жизнь», «ценностно-нравственные карьерные ориентации», «планирование карьеры», «система планирования карьеры», «образование детей-инвалидов на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

 

       Говоря о пропаганде и повышении престижа рабочих профессий, глава Башкортостана Рустем Хамитов отметил, что здесь важную роль играет движение «WorldSkills», интернет-ресурс «Команда будущего», программу сетевой индустриальный школы «Алтын Кулдар» - «Золотые руки».

       Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе.

      Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов школ Кушнаренковского района относительно избираемых ими профилирующих направлений собственной деятельности.     

       Предпрофильная подготовка проводится для создания системы специализированной подготовки учащихся старших классов, апробации нового содержания и форм организации учебного процесса с учётом потребностей рынка труда и обеспечения предварительного самоопределения обучающихся.

       В Кушнаренковском районе на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Кушнаренковский сельскохозяйственный колледж с 12 февраля 2018 года стартовал новый профориентационный проект «МастерОК-Кушнаренково», который был организован общими усилиями МКУ РОО, МБОУ СОШ Гимназия, ГБПОУ КСХК и конечно же при поддержке главы администрации нашего района Р.В. Нургалиева.

         В рамках проекта учащиеся выпускных классов с. Кушнаренково и Кушнаренковского района по желанию могут обучиться основам одной из рабочих профессий. Занятия для школьников бесплатные, по три часа в день в течение двух недель. Дети приходят в наш колледж после уроков в школе. За ними закреплена группа волонтеров колледжа. Каждый учащийся может выбрать один из обучающих курсов: основы ветеринарного дела, основы электромонтажа, основы кройки и шитья, основы автодела, основы технического конструирования и основам поварского дела. Учащиеся получают теоретические знания по теме, но акцент делается на получение практических навыков. Кроме того, регулярно проводятся ознакомительные экскурсии на производственные предприятия Кушнаренковского района.

 

Мною разработаны рабочие  программы  курсов предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по профессии 

«Юный тракторист» и «Основы автодела»

 

 

Учебная программа предназначена для содействия самоопределению учащихся старших классов средней школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.

 

 

Проект создался для популяризации рабочих профессий. Конечно, мы  прекрасно понимаем, что за десять дней подготовить электрика или ветеринара нереально. Для нас главное, чтобы учащийся прочувствовал специальность, прислушался к себе — лежит ли у него к ней душа. И мы также не рассчитываем, что каждый из них будет работать по данной профессии, но они научатся пользоваться инструментами, оборудованиями и смогут применить эти навыки в жизни. В процессе реализации проекта учащиеся так ли иначе попробуют себя во всех ролях и в итоге выберут наиболее комфортную для себя. Работая на площадках учащиеся получают более полные сведения о профессиях, перспективы развития выбираемой профессии.

        Была проведена большая работа с родителями участников проекта. С отделом образования был согласован график работы, преподавателями разработаны рабочие программы обучения школьников.  Для реализации проекта выделены  дополнительные средства колледжа на приобретение расходного материала, инвентаря.

        Роли педагогов  на каждой площадке также различны: наблюдатель, сотрудник, эксперт, консультант, наставник. На разных этапах работы наши преподаватели выступают во всех отмеченных ролях. Схема обучения в процессе совместной работы над проектом меняет формулу « Я даю — вы берете» на «Мы придумываем, исследуем и делаем вместе».

        Особо значимой при реализации проекта «МастерОК – Кушнаренково»  в рамках профессионального самоопределения является возможность приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного их развития, формирования потребности и умения школьников включаться в социальные отношения трудового коллектива на основе собственного опыта.   Очень важно научить школьников относиться с уважением к любому труду.

        Мы надеемся, что данный проект даст нашим выпускникам возможность  приходить на уже знакомые производственные площадки с хорошей технологической подготовкой. Планы у реализации проекта большие, а главное, чтобы школьники уже сегодня видели себя в будущем и кем бы они хотели стать.